Что Вы ищете?

Коробки: когда Пуанкаре отдыхает

Коробки: когда Пуанкаре отдыхает

Упаковка актуальна всегда, а бумажная упаковка, кроме того – самая экономичная и экологичная. Несмотря на очень необычные весну и лето, выдавшиеся для всего ритейла, «Берег» старается по максимуму держать полный и привычный ассортимент продукции как по цветам, так и по плотности и формату. И всё для того, чтобы заказчики смогли сделать коробку своей мечты: из картона со специальными барьерными свойствами, не выгорающую на полке – мечта ведь может быть и такой. На что обратить внимание при выборе материала для коробок? Какие профессиональные тонкости существуют при производстве? Идеями делятся сегодняшние собеседники «Бумаги и картона». Советов было так много, что мы разделили их на два номера. Мы будем рады, если к этим диалогам присоединятся и другие полиграфисты. И конечно, эти тексты – для вас, любимые и такие дорогие заказчики!

 

Виктор Родионов, директор по производству ПК «КонФета»:

– Создание упаковки – процесс творческий и лежит на стыке полиграфии, рекламы и дизайна.

– Если говорить, в частности, об упаковочных коробках, то даже эта тема настолько обширна, что не хватит и годовой подписки для изложения накопившегося материала, рассказов про интересные тиражи, да и просто про забавные случаи.

– Вы помните первую коробку, сделанную вашими руками?

– У меня лично с коробками старые счеты, все началось в глубоком прошлом. Представьте – возвращается третьеклассник из дворца пионеров и школьников и плачет: учитель отругал за неспособность сделать выкройку коробки из картона. Пионер клянется, что не вернется в кружок и не будет никогда в жизни заниматься ни авиамоделизмом, ни коробками. Проходят десятилетия, и вот результат – дядя-пионер вместо того, чтобы запускать спутники, наводняет рынок упаковочной продукцией.

– С какими материалами вы предпочитаете работать при создании коробок?

– Существуют различные виды материалов для упаковки. В частности, коробки изготавливают из гофрированного, из коробочного картона и из всеми любимого, особенно когда вручают подарки, – обложечного. Это так называемый «твердый переплет», который отделывают каким-нибудь переплетным материалом, например, имитлином или ламинированной бумагой с печатью.

К слову сказать, есть совершенно удивительная область в упаковке – это дизайнерский картон. Конечно же, он более высокой ценовой категории, но упаковка из него – обычно небольшие (на сленге полиграфистов – «короткие») тиражи – воистину прекрасна! Такой картон поддается практически всем видам постпечатной обработки, из него можно изготовить и стильные визитки, и яркие подарочные или корпоративные коробки.

– Как вы думаете, форма диктует содержание или наоборот?

– Люди, которые производят упаковку, настоящие волшебники. Подумать только, взяв двумерный предмет – лист картона, они с легкостью превращают его в трехмерный объект. Пуанкаре отдыхает. Само по себе складывание картона или бумаги («диплом» – с лат. «сложенный вдвое») испокон веков восхищало и завораживало человека, взять хотя бы искусство оригами. Да и в современности бумажное творчество имеет место быть. Как-то раз мне попался в руки научно-популярный журнал, в котором говорилось, что форма, в нашем случае форма коробки, влияет на предметы внутри. То есть если пофантазировать – одинаковые чипсы в круглой и квадратной коробке будут отличаться, будет разное ощущение вкуса.

– Вернемся к обыденности – к мелованному картону.

– Во всем многообразии картонной упаковки повседневная упаковка для товаров народного потребления из мелованного картона занимает очевидное и огромное место. Область применения мелованного картона для упаковки, как чистоцеллюлозного, так и макулатурного – обширна. С его помощью мы можем упаковать любые продукты: чай, конфеты, рыбу, сыр, любую заморозку и многое другое. В такой упаковке продают игры, товары для рукоделия, лекарства, в общем – всё, что угодно, и все, кому угодно.

– Какие главные ошибки существуют при выборе картона с точки зрения толщины и плотности?

– Любой полиграфист знает, что мелованный картон имеет определенную плотность, толщину, белизну и другие характеристики. Заказчик же обычно просит изготовить упаковку из картона плотностью 300 г/м². Это число – на слуху у многих. Эта величина и является плотностью, весом квадратного метра листа, но она слабо коррелируется с толщиной. Например, Кристал Борд и Кристал Пак при одинаковой плотности будут отличаться по толщине на десятую долю миллиметра, а это очень много. То есть разница между 350 мкм и 450 мкм – очевидна.

«Не сложится у вас коробка из картона плотностью 300», – говорит производитель, но заказчик все равно упорствует и получает упаковку неудобную в сложении и более дорогую. И в данном случае клиент, разумеется, не очень-то и прав. И вообще, в состязании производителей упаковочного картона побеждает тот, кто предложит материал низкой плотности, сохраняя при этом толщину, ведь картон продается на вес!

Офсетные типографии обычно принимают в печать материалы толщиной до 450 мкм, есть, правда, и исключения, но и этого достаточно для изготовления основной продукции.

– Можно пример из жизни?

– Случай в типографии. Иван Иванович привозит для печати свой картон 235 г/м²форматом 52х72 см, а на производстве картону по ошибке придали формат 52х36, сделали рез пополам. Менежер: «Иван Иванович! Такое дело, – объясняет, что произошло. – А можно мы на своем материале напечатаем, тоже плотностью 235?» – «Можно», – говорит Иван Иванович. Но когда приезжает на подпись контрольного листа, печатник сетует: «Зря вы такой толстый картон взяли, машина еле берет!» – «Так это же ваш картон», – отвечает Иван Иванович.

Это еще раз свидетельствует о том, что ориентироваться следует на толщину, а не на массу.

– Что касается другой характеристики – белизны. Здесь есть лайфхаки?

– Замечено, что цветопередача лучше бывает на более дешевом картоне невысокой белизны. Производители утверждают, что это происходит из-за отсутствия отбеливателей. Да и правда, придешь в супермаркет, а там добрая половина продуктов упакована в красочные коробки из картона вторичных волокон, с серым оборотом, изготовленного из сданной макулатуры.

– А что делать, если потребителю необходима упаковка более плотная и крепкая, но не из гофры?

– В этом случае делают двойной картон, так называемый слим-картон, в котором толщина образуется за счет склеивания между собой двух листов материала. Печатный лист кашируют на любой другой картон нужной толщины. Такую упаковку можно лицезреть на полках с алкогольной продукцией.

Добросовестный производитель, будь то типография или картонажное производство, всегда поинтересуется у заказчика, какое изделие он собирается упаковать, проверит размер и вес. И если удастся, уменьшив несколько миллиметров, поместить изделие в меньший формат картона, то цена автоматически станет ниже. В этом вся суть мастерства конструктора и дизайнера: от правильного расположения и при правильном количестве коробок на штанцевальной форме, с помощью которой происходит процесс высечки, сильно зависит стоимость изделия. Таким образом, создавая чертеж изделий и макет печати, тесно увязывая этот процесс с форматом изделий, с форматом печати, с размером текущего и будущих тиражей, можно сотворить настоящее чудо, выражаемое в экономическом эффекте.

– Понятно, почему штампы, как правило, остаются в типографии.

– Многие производства, которые экономят деньги заказчика, наверное, правильно поступают, когда предупреждают, что подготовительные процессы в виде оснасток – штампов и клише – являются интеллектуальной собственностью предприятия и не передаются заказчику. Другое дело, если отдельно сделана и оплачена разработка по заданию конечного потребителя. Но к сожалению, это происходит редко: все торопятся, не уделяют созданию упаковки должного времени и внимания, всё делают на бегу. Иными словами – всем всё нужно «вчера». Из-за этого и рождаются полиграфические анекдоты или смешные формулировки. Как говорят в типографиях, «полиграфия – наука точная, бубен надо держать в левой руке».

 

 

Алексей Анисимов, технолог, начальник производства типографии «РоCК»:

– Как изменились заказы в общем и упаковка в частности на фоне пандемии?

– Конечно, все то, что касается рекламы и периодики, провалилось и снизилось. В том, что касается упаковки, тоже есть определенное снижение объемов: кто-то на карантине, у кого-то упала продажная способность, у третьих срабатывают остатки на складах и т.д. Но за счет того, что упаковка – потребительский товар, ситуация здесь более-менее стабильна. Она была стабильна и до пандемии, упаковка всегда была востребована. Но всё, что происходит в мире, тоже влияет на этот рынок. Если раньше упаковку старались делать из более качественных и дорогих материалов, то сейчас все начинают считать деньги и пытаются уходить на более дешевые материалы. Тех, кто может себе позволить хорошие целлюлозные картоны, отделку фольгой, ламинатом, трафаретом, – не так много. Заказчики начинают экономить и на упаковке: это макулатурный картон, переход на металлизированные краски вместо тиснения, лаки вместо ламинатов, – есть определенное снижение затрат со стороны заказчика.

– Как вы думаете, сколько продлится этот процесс?

– Трудно сказать. Материалы в основном производятся либо в Китае, либо в Европе. Если судить по сервису запчастей или оборудования, многие работают с тем, что у них осталось на складах. Если говорить о картонах, то определенный объем, конечно, есть. Но срок поставок на какие-то хитрые виды фольги немного вырос. Потому что это сборные грузы, пока они дойдут...

– Очень часто экономия случается еще на первом этапе, когда дизайн-проект отдают на откуп знакомым девочкам.

– Как театр начинается с вешалки, так и любая продукция начинается с упаковки. Часто заказчик приходит со своими идеями: ему где-то что-то нарисовали, фантазия разыгралась, и когда его дизайн вносится в картонный макет, тут начинаются сложности. Если дизайн не соответствует технологическим принципам изготовления упаковки, проблемы бывают очень часто. Возьмем, например, отделку коробки: на ней может быть и ламинат, и тиснение, и трафареты, и штук шесть пантонов – а смотрится не благородно и не красиво. А бывает аккуратная тонкая печать и конгрев, и это смотрится выгоднее и богаче.

Угол освещения, как это будет выглядеть на полке, какая цветовая гамма – любая деталь имеет значение. Берут упаковку в светлых тонах, туда пытаются внедрить трафаретный лак, выделяя определенные элементы. Но трафаретный лак на светлых элементах не виден, только бликует. Он выигрышно смотрится на темных заливках. Им нужно выделять определенные элементы или делать сеточные эффекты.

– Прислушиваются ли заказчики к советам специалистов?

– Некоторые прислушиваются. У нас в компании есть конструктор, мы разрабатываем упаковку, ложемент, думаем, как это будет лежать на плоскости, какой вид отделки лучше всего смотрится на данном материале. Совокупность технологии и дизайна здесь работает четко. Если же происходит наоборот, сложности возникают как у заказчика, так и у исполнителя.

– У вас один конструктор?

– Один. Но решения мы все равно принимаем коллегиально: участвует и технолог, и производство, и сам конструктор, и дизайн. В большинстве случаев мы можем переубедить заказчика. Когда говоришь, что вот это можно исключить, а вот это добавить, и упаковка станет на 15-20% дешевле – это аргумент.

У вас есть разные виды упаковок: промышленная, медицинская, подарочная, пищевая. Какую больше выпускаете?

–В основном идет либо медицина, либо косметика и бытовая химия. Пищевой упаковки немного. Медицина стабильна. Когда все уходили на карантин, наши заказчики, признанные городом социально значимыми, присылали уведомления: «Мы работаем, нужно обеспечить, просим не закрываться». Остальные сферы просели. Например, косметическая отрасль: парикмахерские не работали, салоны красоты тоже, профессиональные краски не использовались, потребление резко снизилось. Но сейчас всё восстанавливается.

Есть какие-то глобальные тренды в сфере упаковки?

–Большинство наших клиентов – постоянные. У них свои маркетологи, которые этим занимаются. Что касается новых заказчиков, здесь работа идет в общем диалоге: они приходят, мы им заранее разрабатываем макет, вырезаем на плоттере. Одна из тенденций – стали больше обращать внимание на крафт. Смотрят на макулатурные картоны, более естественный вид, упрощение дизайна – есть определенная категория заказчиков, выбирающая визуально более простые вещи.

Когда вы разрабатываете дизайн упаковки, обращаете внимание на то, как выцветает материал на стенде?

–Безусловно. Нужно брать светостойкие краски, пантоны, и, если используются, ультрафиолетовые лаки. Мы это учитываем.

Согласны ли вы с мыслью о том, что сейчас в некоторых областях (например, кондитерские изделия, бакалея) продажи делает в первую очередь упаковка и только во вторую – качество продукта?

–Любая упаковка – это работа маркетолога, она ведется, чтобы продать товар. Большинство компаний, которые с нами работают, много лет на рынке. И если бы товар был плохой, думаю, столько бы они не существовали.

Много ли среди ваших заказов нестандартных?

–Сложные заказы – это заказы с определенным дизайном и отделкой, ложементом внутри, специфической сборкой (там имеются точки склейки и плюс еще сборка), с геометрией в конструкции самой упаковки. То есть, когда она уже собрана и стоит, это выглядит интересно и презентабельно, есть разные углы отражения. Нестандартная упаковка среди наших заказов есть, и ее достаточно много.

Есть упаковка сама по себе довольно сложная. Она требует и внимания, и больше отделки, и времени изготовления. Например, хитрые шоу-боксы, которые имеют определенную толщину стенки и определенное сложение «крышка – дно», отрывные элементы и т. д.

Насколько щепетильно клиенты относятся к цвету от тиража к тиражу?

–Есть определенный вид упаковки, повторяемость которого должна соблюдаться. Это – бренд, который должен быть узнаваем и неизменен. Зачастую заказчики, чтобы удешевить процесс, пытаются печатать CMYK’ом (четыре сепарации: желтый, черный, синий и красный). Начинаешь объяснять, что CMYK – все-таки составные цвета, и от тиража к тиражу, в зависимости от разных условий (воды, температур, приводки, пористости материала) оттенки могут меняться. И если заказчику важна повторяемость, мы рекомендуем переходить на пантоны: это одна сепарация. Бывает, что пантон на печати внедряется в CMYK, идут перемешивания. Тут мы, конечно, подбираем и растровую точку, и угол, и так далее – есть определенные технологии.

Но не всегда можно это объяснить заказчику. Он упирается, говорит: «Я не могу», «Я не хочу», – и поэтому рискует тем, что тиражи отличаются по цвету.

Как можно бороться с искажениями цветов при постпечати?

–Даже лаки, которые используются для обработки после печати, имеют определенный оттенок. Мы, когда печатаем, фиксируем белую точку. А ультрафиолетовые лаки, которыми покрывается коробка, имеют определенную желтизну, могут воздействовать непосредственно на красочный слой, менять его цвет. Бывали моменты, когда заказчику соответствие цвету было очень важно (например, краска для волос и ее оттенки), и мы даже переводили печать на ламинат, потому что он дает меньше искажений, чем лак.

Если вдруг по какой-то причине меняется картон, мы смотрим на свойства материала, его белизну, и делаем коррекцию для их компенсации.

 

Александр Крылов, директор типографии «Антан»:

Какие бывают основные ошибки при выборе бумаги и картона для коробок?

–Начну с того, что наша типография не специализируется на упаковке в промышленных масштабах. Мы работаем в рекламном секторе. Но все чаще приходится изготавливать упаковку малыми тиражами. Особенностью этого направления является большое разнообразие видов коробок и наличие множества дополнительных постпечатных операций (ламинация, тиснение, выборочный УФ-лак, кашировка и т.д.). Всё, что придумывает рекламное агентство, мы стараемся реализовать.

При выборе материала есть две основные ошибки. Первая – выбор толщины и плотности, а, соответственно, и стоимости картона, излишней или, наоборот, недостаточной для предполагаемого наполнения. Если это что-то легкое, берется картон небольшой плотности. Если тяжелое, мы предлагаем каширование (приклеивание к микрогофрокартону). Далее необходимо выяснить, как именно заказчик хочет облагородить свой продукт, за счет качества картона, оригинальности конструкции коробки или дополнительной постпечатной обработкой. И после согласования мы переходим к непосредственному исполнению.

Вторая ошибка – технологическая, при изготовлении изделия, например: когда печать и вырубка в дальнейшем идет не по долевому направлению бумаги или не очень точно просчитаны размеры штампа, поэтому возникает вероятность, что коробка не склеится (сложится) и т.д.

Толщина картона влияет на сложность склейки?

–Для нас нет. В связи с малыми тиражами мы можем себе позволить использовать дорогой качественный клей. Его стоимость невысока в цене изделия. Мы исторически работаем с небольшими тиражами. Крупным типографиям неинтересно работать с маленькими заказами, и заказчики приходят к нам. В основном из-за пандемии стали печатать меньшими тиражами, что для нас, небольшой типографии, наоборот, более интересно. В последние полгода, по очевидным причинам, все чаще выбирают более дешевый картон: печатали на упаковочном – переходят на макулатурный. Плотность мы стараемся предлагать минимально нужную. Больше проблем при склейке бывает после ламинации или УФ-лака, но и с этим мы уже справились.

Нужно ли заново подгонять по цветам при переходе на новую бумагу или картон?

–Естественно. И мы учитываем этот момент при изготовлении тиражей. Но не для всех заказов это требуется. У нас всё же больше разовых заказов – упаковка подарка к Новому году или юбилею фирмы, коробка для какого-нибудь мероприятия. Это специфика рекламной упаковки: ярко, красиво и, по возможности, бюджетно.

Согласны ли вы с мнением о том, что за период пандемии на плаву осталась пищевая упаковка, медицинская, может быть, бытовая химия, а остальные просели по тиражам?

–У наших заказчиков-производителей это скорее отложенный спрос. Я веду статистику по основным клиентам: в прошлом году они делали заказ в мае, в этом – в июле-августе. Как кто-то сказал, эти два-три месяца пандемии – годы, вычеркнутые из нашей жизни. Но все заказчики вернулись. А вот рекламные коробки действительно сильно просели, надеюсь на предновогодний спрос.

Какие основные ошибки бывают при производстве?

–Иногда бывает выгодно брать не долевую бумагу. Из-за этого могут возникнуть проблемы при печати, и в то же время – при изготовлении, вырубке коробка может ломаться. Иногда материал трескается на плашках. При разработке штампов могут что-то недосчитать, но в этом плане нам очень помогают компании, которые их изготавливают, они нас проверяют. Все-таки у нас типография ориентирована не только на упаковку, отдельного технолога, разрабатывающего исключительно штампы, у нас нет. Также проблемы бывают после дополнительной обработки (ломается УФ-лак, не склеивается после ламинации и др.). Я не люблю менять поставщиков и подрядчиков, поэтому всегда могу обратиться к нашим постоянным партнерам за помощью и консультацией.

Бывают экзотические заказы среди коробок?

–Для нас да, а для кого-то, может, это самое заурядное. Обычно рекламные агентства запрашивают что-то необычное к Новому году, в виде елочки, в виде зайчика и т. д.

Что касается препресса: часто бывают ситуации, когда заказчик приходит с макетом, сделанным знакомым, а не профессионалом?

–Да, сейчас много неопытных дизайнеров, которым кажется: «Что там коробка? Отсканировал да сделал!» Да это и понятно, рекламные агентства не могут иметь в штате и квалифицированного дизайнера по упаковке, и технолога. Многие дизайнеры берут похожую коробку, сканируют ее, подгоняют размер – и всё. Мы, в таких случаях, используя специальные программы, делаем макет коробки из той бумаги, которую выбрал заказчик, кладем туда продукцию, которую он собирается продавать, чтобы он мог пощупать и увидеть, чтобы не слышать: «Что же вы мне сразу не сказали?» Лучше сделать все заранее. Но, по-моему, сейчас все так работают. Или нет?

Стали ли экономить на постпечатной обработке?

–Конечно. У нас очень много было выборочного УФ-лака, тиснения, шелкографии (хочу отдельно поблагодарить наших коллег из типографии «АПР» за долгое сотрудничество), сейчас число таких заказов сильно сократилось. Заказчики считают деньги. Для коробок мы в основном делаем ламинацию, чтобы она была более прочная, либо кашировку к микрогофрокартону, но ее ничем не заменить. Лакирование офсетное, как правило, заказывают и для того, чтобы краска была более устойчива к потертостям и отпечаткам.

Вы один из немногих руководителей типографии, у которого есть полиграфическое образование. Вам это помогает?

–Конечно. Я был очень удивлен, когда в конце 90-х разговаривал с другими директорами типографий, и узнавал, что к полиграфии они раньше не имели отношения. Но это особенности тех лет. Я целенаправленно выбрал этот предмет для изучения. У меня не было вариантов, куда идти работать, мне нравится эта отрасль. У нас очень хорошее полиграфическое образование было, мы совмещали год очного обучения с годом вечернего с работой в типографии. Поэтому я вышел из института не только с теоретическими знаниями, но и с практическими, готовым специалистом. Из нашего выпуска порядка 70% однокурсников работают в полиграфии. Почти все на руководящих постах.

И больше половины персонала у нас – тоже люди с полиграфическим образованием. Мы общаемся на одном языке, понимаем друг друга с полуслова.

Когда в работе директором мне потребовалось экономическое образование, я пошел учиться и получил второй диплом. Человек должен учиться всю жизнь.

Есть мнение, что в случае более-менее равного качества товара продает именно упаковка.

–Первую покупку человек может делать, кидаясь на упаковку и то, что на ней написано, всякие «эко», «био» и т.д. Но уже вторую-третью он делает более осознанно, выбирая по вкусу и цвету то, что ему больше нравится. Если хорошая упаковка сочетается с качественным товаром – это прекрасно. Но у нас почему-то чаще бывает наоборот: чем лучше упаковка, тем менее качественный товар. (Смеется.)

Как вы относитесь к крафту, общему тренду на экологичность, более простым внешне материалам?

–Когда мы в последний раз с директорами типографий ездили в Германию, были в так называемой «зеленой» типографии. Там, действительно, работают на неотбеленной, крафтовой бумаге, печатают эко-красками. Но стоимость товара – на 20-25% дороже. В Германии готовы за это платить. У нас все-таки цена – основной критерий. Буквально сегодня мы рассматривали коробку из крафт-картона, конечно, он дороже, чем обычный белый. Некоторые люди специально тонируют белый картон под цвет крафта, – вот это по-нашему!